Собственники земельных участков могут самостоятельно возвести любое строение и зарегистрировать его в собственность. Упрощенная схема оформления дом в собственность предусматривает возможность приватизации с предоставлением только правоустанавливающего документа на землю. Однако после 1 марта 2018 года понадобится получить акт ввода дома в эксплуатацию. Для этого необходимо обратиться в местную администрацию, которая организует работу специальной комиссии.
Кто участвует в дачной амнистии
В июне 2006 года был принят специальный ФЗ №93, благодаря которому допускается оформление дома в собственность по упрощенной схеме. Эту процедуру называют дачная амнистия. Она предполагает регистрацию собственности на дома и другие постройки, которые возведены на приватизированном участке. При этом возможны 2 ситуации:
- Если гражданин обратился до 28 февраля 2018 года включительно, ему достаточно предоставить только правоустанавливающий документ на землю. Т.е. если участок принадлежит собственнику на законных основаниях, он может зарегистрировать право собственности и на любой объект, находящийся на этой территории.
- Если заявитель обращается после этой даты, нужно официально получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию, после чего также зарегистрировать право собственности. При этом если дом еще не достроен (или строительство только планируется), понадобится также получить разрешение на работы.
В дачной амнистии принимают все граждане РФ, собственники земельных участках, на которых построены объекты, отвечающие таким требованиям:
- Капитальный дом возведен на участке, который относится к категории земель, разрешенных для ИЖС.
- Любые постройки, возведенные на земле, разрешенной для ведения личного хозяйства.
- Садовые дома на участках, где можно возводить дачи, вести дачное хозяйство.
- Хозяйственные постройки на участках, где разрешено ведение личного хозяйства и ИЖС.
- Любые другие объекты, находящиеся на территориях, на которых можно вести строительство без разрешения в соответствии с п.17 ст.51 Градостроительного кодекса.
Таким образом, основное требование к объекту состоит в том, что он должен быть возведен на участке в соответствии с его назначением (категорией земли): ИЖС или ЛПХ.
Как оформить дом в собственность
Участвовать в амнистии может сам собственник или его представитель, действующий на основании доверенности, заверенной у нотариуса. Для этого необходимо обратиться в местное отделение Росреестра или офис МФЦ и предоставить полный пакет документов:
- паспорт;
- кадастровый план земель;
- кадастровый паспорт дома;
- квитанция, подтверждающая оплату пошлины (2000 руб.);
- правоустанавливающий документ на землю.
В качестве такого документа могут быть:
- свидетельство, подтверждающее право пожизненно наследуемого владения;
- выписка из похозяйственной книги (можно взять в администрации СНТ);
- решение о выделении земли (предоставляется местной администрацией района или города).
Как получить разрешение
Порядок действий зависит от ситуации:
- Если дом не построен или не достроен, понадобится получить разрешение на строительство.
- Если он уже построен (неофициально), необходимо оформить акт на ввод помещения в эксплуатацию.
Как в том, так и в другом случае собственнику необходимо обратиться в местную администрацию. Представители муниципалитета рассматривают заявление в течение 30 рабочих дней и формируют специальную комиссию, которая состоит из нескольких членов:
- представители администрации;
- сотрудники органов санитарного контроля;
- пожарные инспекторы;
- инженер, проводящий инвентаризацию;
- эксперты из проектных организаций;
- представители комитета градостроительства и архитектуры.
Комиссия выезжает на место и производит необходимые измерения (визуальное наблюдение, осмотр местности, дома и т.п.). Чтобы в помещении можно было прописаться, оно должно быть признано жилым домом. Такой объект должен соответствовать сразу нескольким критериям:
- Построен на земле, где разрешено ИЖС.
- Исправный фундамент, несущие конструкции.
- Наличие утепления.
- Возможность подведения всех инженерных коммуникаций, безопасность подключения к электросети, газопроводу и т.п.
- Дом построен из безопасных строительных материалов, не создающих угрозу здоровью его владельцу и соседям.
- Строение защищено от проникновения осадков, талых, грунтовых вод.
Если строение соответствует всем принятым строительным, санитарным, противопожарным и другим нормам, комиссия принимает положительное решение и подписывает акт о вводе дома в эксплуатацию. Эта процедура также занимает 30 дней. При наличии недоработок будет составлен другой акт, согласно которому собственник должен привести объект в соответствие, после чего он будет введен в эксплуатацию.
Вместе с актом и пакетом других документов, перечисленных выше, заявитель обращается в Росреестр или МФЦ и регистрирует право собственности. Процедура длится до 10 рабочих дней. Таким образом, весь процесс оформления в упрощенном порядке занимает минимум 1-2 месяца, поэтому начать процесс лучше заблаговременно. Затем собственник и другие жильцы могут прописаться, встать на участок в больницу и т.п.
Прочтите также: Как оформить дачу в собственность
© 2019, Про сад и дом. Все права защищены.