Наша редакция проанализировала действующие законодательные нормы и готова рассказать, как выписаться из квартиры правильно, что из документов потребуется предоставить, кому нужно их подать и в какие сроки. Сразу скажем, что снятие с регистрационного учета – нетрудная процедура и не займет много времени.
Нормативно-правовое регулирование
Порядок, условия, сроки и другие особенности постановки на учет и снятия граждан Российской Федерации с учета по месту постоянного жительства или пребывания регулируются 3-мя законодательными актами:
- Законом России № 5242-1 от 25. 06. 1993 года “О праве…” (далее – Закон 5242);
- Постановлением Правительства № 713 от 17. 07. 1995 года “Об утверждении…” (далее – Постановление 713);
- Приказом МВД № 984 от 31. 12. 2017 года “Об утверждении…” (далее – Приказ 984).
Основные положения о выписке
Приведем главные нормативные положения действующего российского законодательства в отношении снятия граждан с регистрационного учета:
- в соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции РФ, любой, кто законно находится в пределах Российской Федерации, обладает полным правом выбирать – куда ему ехать, где жить, где пребывать – ограничение указанных прав допустимо лишь в отдельных случаях, указанных в федеральных законах;
- правила регистрации и снятия с учета, установленные в отношении российских граждан, на иностранных граждан и лиц без определенного гражданства не распространяются – в отношении них действуют отдельные положения, предусмотренные, например, ФЗ № 109 от 18. 07. 2006 года “О миграционном…” и Постановлением Правительства № 9 от 15. 01. 2007 года “О порядке…”;
- оказанием государственных услуг по постановке и снятию граждан с учета занимается ГУВМ МВД (ст. 4 Закона 5242);
- гражданам РФ предоставлено право выписаться из квартиры и прописаться в другую как в стандартном режиме, так и в “автоматическом”, то есть путем сначала выписки по старому месту жительства, а потом путем прописки по новому, либо путем просто прописки по новому месту жительства, без необходимости выписываться по старому соответственно;
- несоблюдение законодательства о постановке и снятии с учета влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 19.15.1. и 19.15.2. КоАП;
- выписка возможна только при наличии четко установленных оснований, представленных в ст. 7 Закона 5242, в остальных случаях в оказании соответствующей госуслуги откажут;
- для осуществления процедуры (в общем случае) гражданин должен подать заявление и документы лицу, которое, в соответствии с Приложением к Постановлению 713, управомочено принимать все это и передавать в ГУВМ МВД, если же выписка происходит через Госуслуги, то заявление и документы передаются напрямую в ГУВМ без привлечения указанных лиц;
- согласно п. 62 Приказа 984, ни госпошлину, ни какую-либо еще плату за выписывание платить не нужно – все делается бесплатно;
- выписаться можно, в том числе, и в “никуда” – достаточно в заявлении указать предполагаемый адрес нового места жительства, и необязательно, чтобы он был тем адресом, по которому в дальнейшем действительно планируется жить;
- осуществлять передачу заявления и документов с целью выписки можно только лично (кроме случаев, когда выписывается гражданин, не достигший 14 лет – тогда все это подают законные представители – родители, опекуны или попечители), поэтому передать заявление и документы по доверенности нельзя.
4 способа выписки
Действующим законодательством предусмотрено 4 способа выписаться из квартиры:
- подача заявления в электронной форме через Единый портал Госуслуги и последующая явка заявителя в назначенные дату и время в ГУВМ МВД с оригиналами документов;
- запись на прием к должностному лицу ГУВМ МВД с целью подачи заявления в бумажной форме и оригиналов документации;
- осуществление процедуры через один из многофункциональных центров;
- передача заявления и документов лицам, ответственным за их передачу в ГУВМ МВД, и получение в срок, не превышающий 6 дней, паспорта с отметкой о регистрации по новому месту жительства или с отметкой о снятии с учета (без необходимости осуществления самостоятельного взаимодействия с ГУВМ МВД и какими-либо иными органами).
Как выписаться через Единый портал Госуслуги
Удобнее всего осуществлять выписку через Госуслуги:
- во-первых, это удобно – не нужно заполнять заявление от руки и бояться как-то его неправильно заполнить – система форматно-логической проверки не даст заявителю продолжить, если какое-либо обязательное поле не будет заполнено или будет заполнено неверно;
- во-вторых, назначаются конкретные дата и время для визита в ГУВМ МВД с оригиналами документов – заявитель уже точно будет знать, что ему выдадут паспорт с отметкой о регистрации или о снятии с учета в эту дату и в это время.
Процедура снятия с учета через Единый портал осуществляется следующим образом:
- авторизация в личном кабинете через ЕСИА (или регистрация учетной записи, если ее еще нет);
- переход на вкладку “Услуги”;
- нахождение в блоке “Паспорта, регистрации, визы” пункта “Регистрация граждан”;
- выбор нужной услуги – или “Регистрация гражданина по месту жительства” (если нужно одновременно выписаться по старому адресу и прописаться по новому), или “Снятие с регистрационного учета по месту жительства” (если нужно просто сняться с учета);
- ознакомление с информацией об услуге, выбор типа ее получения (подача заявления в электронной форме или просто запись на прием в ГУВМ МВД);
- клик “Получить услугу” (или “Записаться на прием”);
- заполнение всех полей путем введения данных с клавиатуры или выбора из раскрывающихся списков;
- ожидание, пока статус заявления изменится на “Принято”;
- ожидание уведомления в личном кабинете, содержащего приглашение на явку в ГУВМ МВД в определенные дату и время с оригиналами документов.
Как выписаться через МФЦ
В каждом городе есть многофункциональный центр “Мои документы”, который правомочен на принятие заявлений, документов от граждан, на их отправку в регистрирующие органы и на предоставление результатов оказания госуслуги.
Осуществить процедуру через МФЦ можно следующим образом:
- определение адреса нахождения МФЦ в своем населенном пункте;
- заполнение заявления по форме № 6, утвержденной Приложением 5 к Приказу 984 (если нужно одновременно выписаться и прописаться), или заполнение заявления в произвольной форме (если нужно просто выписаться);
- сбор документов (см. ниже);
- запись на прием к должностному лицу МФЦ по телефону, через официальный сайт или иным способом;
- явка в назначенные дату и время в центр, получение талона электронной очереди;
- передача заявления и документов сотруднику центра, ожидание их проверки и регистрации в журнале входящей документации;
- получение талона с информацией о дате и времени следующего визита за получением результата госуслуги;
- явка в назначенные дату и время и получение обратно своего паспорта с проставленным штампом.
Какие документы потребуются
Вот перечень того, что нужно для выписки из квартиры с одновременной регистрацией по новому адресу:
- заявление по форме № 6;
- общегражданский паспорт;
- документ, который является основанием для вселения в новую квартиру (это может быть договор социального найма, выписка из ЕГРН и др.) (п. 49 Приказа 984).
Если регистрация в другую квартиру производится в отношении ребенка, не достигшего 14 лет, то законным представителям нужно приложить к заявлению:
- свой паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- акт о назначении опекуна или попечителя (если законный представитель – опекун или попечитель).
Указанные документы гражданин подает вместе с документами на свою регистрацию по новому адресу, так как нельзя прописать ребенка в возрасте до 14 лет по месту жительства, отличному от места жительства законных представителей (ч. 2 ст. 20 ГК РФ).
Если же нужно просто сняться с учета, то к заявлению, составленному в свободной форме, нужно приложить только паспорт (свидетельство о рождении – в отношении детей до 14 лет) (п. 54 Приказа 984).
Могут ли отказать в снятии с учета
Отказать в предоставлении соответствующей госуслуги могут исключительно по основаниям, представленным в п. 58 и п. 59 Приказа 984, а именно:
- неправильное заполнение заявления по форме № 6, в том числе, и заполнение его таким образом, что прочтение отдельных разделов, блоков или полей не представляется возможным;
- непредоставление одного из необходимых документов, в том числе, и предоставление документа, удостоверяющего личность, отличного от паспорта (временное удостоверение по форме 2-П не подойдет);
- обращение гражданина, в отношении которого установлено ограничение на свободу передвижения или на выбор места жительства в соответствии со ст. 8 Закона 5242 или 1-ФКЗ от 30. 01. 2002 года “О военном положении”.
Итак, выписаться из квартиры можно в “автоматическом” режиме – одновременно с регистрацией по новому адресу, или в стандартном порядке – то есть после отдельного осуществления процедуры по снятию с учета по старому адресу и процедуры по постановке на учет по новому месту жительства. Существует 4 основных способа получения госуслуги – заявитель вправе выбрать любой из них.
Прочтите также: Как выписать бывшего мужа (жену) из муниципальной квартиры
© 2019, Про сад и дом. Все права защищены.