Популярный вопрос в 2024 году у граждан нашей страны – может ли быть осуществлена приватизация служебного жилья и, если да, то на каких условиях?
Четкий ответ дается в действующих законодательных актах, хотя есть и некоторые нюансы, требующие отдельного внимания.
Что такое служебное жилье – основные положения
На основании п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, ведомственные помещения относятся к жилфонду специализированного использования – как и квартиры в общежитиях, комнаты при организациях соцобслуживания населения, жилые помещения для временного размещения беженцев и др.
Служебные квартиры предназначены для проживания физических лиц в связи с характером трудовой деятельности – например, при прохождении гражданской службы в определенной местности (ст. 93 ЖК). Получить такую жилплощадь от работодателя могут только граждане, у которых нет других квартир в данном населенном пункте (ч. 2 ст. 99 ЖК).
Служебные квартиры приобретают соответствующий статус исключительно после их отнесения к специализированному жилфонду. Порядок отнесения см. в следующих законодательных актах:
- Постановление Правительства № 42 от 26 января 2006 года “Об утверждении…”;
- Приказ Минфина № 156н от 19 декабря 2014 года “Об утверждении…”;
- Приказ Ростехнадзора № 200 от 8 мая 2018 года “Об утверждении…”;
- Приказ Росаккредитации № 6 от 15 января 2018 года “Об утверждении…” и др.
Законодательные ограничения на сделки со служебным жильем
В ч. 3 ст. 92 ЖК прямо указано, что служебные квартиры нельзя:
- сдавать в аренду;
- передавать внаем;
- отчуждать любым образом – то есть продавать, менять, дарить и др.
К сожалению, и на приватизацию данного вида недвижимости установлен законодательный запрет – в ст. 4 Закона России № 1541-1 от 4 июля 1991 “О приватизации…” (далее – Закон) прямо сказано, что приватизировать служебные помещения нельзя. Исключение – если такая квартира находится в собственности у:
- совхоза;
- другого предприятия, осуществляющего деятельность в сельскохозяйственной сфере;
- иных учреждений, приравненных к сельскохозяйственным.
Исключение из общего правила № 1
Тем не менее, в аб. 2 ст. 4 Закона сказано, что в исключительном порядке приватизация служебной жилплощади все же возможна.
Для этого собственнику помещения или лицу, которому оно передано в хоз. ведение или оперативное управление, нужно принять соответствующий нормативный акт, в котором прописать – при соблюдении каких условий передача ведомственного жилья все же может быть осуществлена.
Однако, следуя вышеуказанной норме, владелец ведомственного помещения должен исходить из принципов разумности и справедливости – другими словами, не “раздавать квартиры всем подряд”.
Например, в локальном акте ведомства может быть предусмотрено, что приватизация осуществляется при наличии определенного количества членов семьи нанимателя или только для определенных социально-незащищенных категорий.
Исключение из общего правила № 2
Приватизация становится доступной также и в случае, если служебная жилплощадь утратила соответствующий статус.
Такое возможно, если государственное или муниципальное предприятие, в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении которого находился соответствующий объект недвижимости, добровольно передало квартиру в собственность муниципалитета в связи с:
- ликвидацией;
- реорганизацией;
- отсутствием возможности нести траты на содержание соответствующей недвижимости и др.
В вышеуказанном случае договор найма жилья из специализированного жилфонда подлежит расторжению (ч. 2 ст. 102 ЖК), поскольку изменился собственник. Далее с гражданином и членами его семьи заключается новый договор – но уже с муниципалитетом. Порядок в 2024 году заключения такого договора не изменился по сравнению с прошлым годом и регламентируется Главой 8 ЖК РФ.
Обзор судебной практики по вышеуказанным вопросам
Судебная практика складывается таким образом, что большинство жалоб граждан на отказы в приватизации апелляционными и кассационными судебными инстанциями все же удовлетворяются.
Случай из практики № 1. Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ № 5-КГ13-18 от 14 мая 2013 года.
Суть дела в следующем – истец обратился в Судебную коллегию с иском о признании права собственности на трехкомнатную квартиру, которая ранее была предоставлена ему на основании ордера от Минобороны РФ.
Причина подачи иска – отказ Департамента жилищной политики г. Москвы в приватизации.
Судебная коллегия удовлетворила исковые требования в полном объеме, обосновав это тем, что:
- в силу Постановления Правительства Москвы № 536-ПП от 19 июля 2005 года дом, в которой находится ведомственная квартира, занимаемая истцом, был передан от Минобороны в собственность г. Москвы;
- вышеуказанный факт смены собственника квартиры влечет за собой изменение статуса жилья с ведомственного на муниципальное;
- соответственно, приватизация должна осуществляться согласно общим нормам, представленным в ст. 2 Закона.
Случай из практики № 2. Решение Октябрьского районного суда г. Омска от 3 декабря 2007 года.
Суть дела – истец обратился в территориальный районный суд с требованием понудить местную администрацию в заключении договора передачи в целях приватизации.
После увольнения истца по собственному желанию в 1997 году работодатель не предъявил требование о выселении в связи с расторжением трудового контракта (ч. 3 ст. 104, ч. 1 ст. 103 ЖК РФ).
В 2001 году спорная жилплощадь была передана в собственность муниципальных властей, а значит, утратила свой статус служебной.
В ордере истца на квартиру стоит отметка о том, что квартира ведомственная. Несмотря на это, администрация Омска не представила документ, который свидетельствовал бы об отнесении спорной квартиры к специализированному жилфонду.
Учитывая вышеизложенное, суд постановил удовлетворить исковые требования в полном объеме, считая ордер недостаточным доказательством отнесения спорного жилья к категории ведомственных. В итоге, истец и остальные 3 члена его семьи получили каждый по 1/4 доли спорного жилья.
Случай из практики № 3. Апелляционное определение Ростовского областного суда по делу № 33-6459/2013 от 27 мая 2013 года.
Суть дела – высшее учебное заведение предъявило иск к бывшему работнику о выселении из общежития, принадлежащего данному вузу на праве оперативного управления.
В обоснование иска было заявлено, что ответчик в трудовых отношениях с вузом уже не состоит, поэтому права на проживание в общежитии отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда 1-й инстанции без изменений, обосновав это тем, что ответчик является пенсионером по старости, находится на учете как нуждающийся в жилье и не имеет других квартир в собственности, а значит, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 103 ЖК, не может быть выселен из ведомственного жилья без предоставления другой жилплощади в пределах того же населенного пункта.
Итак, служебное жилье приватизировать нельзя, но есть несколько исключений. Например, если ведомство отчуждает квартиру муниципальным властям, то с нее снимается статус “служебная”. Или ведомство просто в порядке исключения разрешает приватизацию отдельным категориям своих работников.
Прочтите также: Приватизация кооперативной квартиры: нужна ли в 2018 году
© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.