Информация о каждом объекте недвижимости должна содержаться в едином государственном реестре, а право собственности наступает только после прохождения длительной процедуры оформления. При этом даже если земельный участок в собственности, как оформить дом – вопрос, на который многие хотят знать ответ. И это не случайно, ведь согласно действующему законодательству, в кадастр должны заноситься данные обо всех строениях. Даже наличие прав собственности на землю не является основанием для ведения капитального строительства без согласования.
Зачем регистрировать дом, построенный на собственном земельном участке
Довольно часто владельцы земельных участков считают, что они вправе без разрешения и согласований строить на своей земле любые капитальные объекты. Между тем, согласно существующей практике, пользоваться таким строением нельзя без оформления законных прав на него. Без этого дом или гараж невозможно продать, сдать в аренду и распорядится по усмотрению хозяина.
Без передачи объекта в законное владение нельзя использовать его в качестве залогового имущества, а специалисты юридического отдела, перед выдачей кредита эту информацию проверят в обязательном порядке. Даже сам участок, на котором расположены не согласованные строения – гараж, баня или другие хозпостройки, не может быть принят финансово-кредитной организацией в качестве залога для обеспечения ипотечного или другого кредита.
Процедура оформления строения: с чего начинать
Если вы решили узаконить жилой дом или капитальное строение, не входящее в состав жилого фонда, необходимо знать последовательность действий. Первый визит необходимо совершить в Бюро технической инвентаризации, где будет предложено оформить техническую документацию на объект капитального строительства – паспорт и план. Не стоит также забывать, что любой объект недвижимости должен быть поставлен на кадастровый учет, для чего понадобится собрать пакет необходимых документов, но предварительно придется проверить, к какому типу относится участок.
В случае если дом возведен на ЗУ, предназначенном для ведения индивидуального строительства, дом или гараж в обязательном порядке должны быть поставлены на кадастровый учет. После этого необходимо пройти через процедуру оформления права собственности.
Для узаконивания строения, расположенного на дачном участке или в СНТ, помимо декларации, необходимо представить правоустанавливающий документ на земельный участок, паспорт (или доверенность), оплатить пошлину в установленном размере и получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Для домов, гаражей и хозпостроек, расположенных на участках, предназначенных под ИЖС и ЛПХ, вместо декларации подается кадастровый паспорт. Документы подаются в Федеральную кадастровую палату Росреестра, где и выдается правоустанавливающий документ.
Документы, необходимые для оформления права собственности
Узаконить объект капитального строительства, расположенный на земле, находящейся в собственности, в целом не сложно, но потребуется наличие свободного времени. Чтобы все прошло быстро и без проблем, еще до начала процедуры необходимо собрать необходимые документы:
- заявление о регистрации права собственности на объект капитального строительства;
- документ, подтверждающий право собственности на ЗУ;
- паспорт и план, выданные Бюро техинвентаризации, включая план по отдельным этажам;
- паспорт, удостоверяющий личность владельца земли, или доверенность, в случае, если к процессу подключились третьи лица;
- справка из единого реестра, подтверждающая данные собственника ЗУ;
- документы, разрешающие капстроительство или наличие на участке самовольного строения;
- квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
Каждый объект недвижимости, расположенный в пределах границ муниципалитета, должен иметь личный адрес, а выдадут его после обращения в администрацию города/района. После получения адреса самое время приступать к оформлению кадастрового паспорта. Только после этого можно получить разрешение на строительство, узаконить самовольное строение и приступить к процедуре оформления собственности.
Как узаконить самовольное строение
Собственники земельных участков не редко допускают ведение самовольного строительство, забывая при этом, что один раз в год, минимум, в кадастровые документы вносятся изменения, включая информацию о новых капитальных объектах. Узаконить самовольное строение не сложно, а делать это крайне необходимо. Существует три варианта, как узаконить «самострой»:
- в судебном порядке;
- оформив разрешение на строительство задним числом, то есть получить разрешающие документы, не сообщая о том, что дом уже построен;
- обратиться с заявлением о сохранении строения в комиссию, занимающуюся вопросами незаконного строительства.
Если объектом сделки купли-продажи стал земельный участок с домом, в Росреестр необходимо подать заявление и пакет необходимых документов. В случае если покупка совершена в законном браке, понадобится также письменное согласие супруга/супруги на оформление права собственности. При покупке доли земельного участка с домом, необходимо также получить отказ других собственников от приобретения части имущества.
Сроки и стоимость оформления
Оформление любых документов требует временных и финансовых затрат, особенно если речь идет о решении земельных споров. Немало времени уходит на вызов специалиста и составление технической документации. На это уходит несколько недель, как правило, хотя предусмотрено ускорение процедуры, но за дополнительную плату. Если спешить некуда, можно произвести оплату по общему тарифу, за срочность придется заплатить в 2-3 раза больше.
Примерно в такие же сроки выполняется разработка кадастрового плана, стоимость общего тарифа также составляет 400 руб., в среднем, а за срочность придется заплатить в пределах 1,5 тыс. рублей. На стоимость услуги также влияет удаленность объекта, и к стоимости тарифа придется добавить транспортные расходы, необходимые для проезда специалиста к месту нахождения объекта.
После того, как все документы изготовлены и собраны, они подаются в органы Росреестра, где на оформление права собственности уйдет некоторое время.
После прохождения процедуры оформления ПС, владелец дома получает на руки выписку из государственного реестра, в которой указан статус объекта недвижимости и наличие ограничений (обременений).
Процедура выделения земли занимает порядка 30 дней, при этом оплачивать госпошлину не надо. На руки владельцу выдается акт выделения земельного участка в собственность. Этот документ передается в Росреестр, где впоследствии проводится процедура оформления права собственности на ЗУ, в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. В случае если требуется межевание участка, процедура может затянуться на несколько месяцев, до года, так как для согласования границ не должно быть претензий со стороны владельцев соседних участков.
Прочтите также: Как оформить дом и землю в собственность
© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.